Тема: «Ради жизни на земле»
(по рассказу В.П.Астафьева «Мелодия Чайковского»).
Я им
внимал, я слышал их не раз,
Те грустные
и сладостные звуки.
И.Бунин
Цели урока: познакомить учащихся с
рассказом В.Астафьева «Мелодия Чайковского»;
познакомить с некоторыми приёмами анализа мотивов в художественном
произведении;
подвести учащихся к тому, что жизнь прекрасна несмотря ни на что;
вызвать чувство сострадания к героям рассказа.
Оборудование:
портрет В.Астафьева, выставка книг
о ВО войне, отрывок из оперы П.И.Чайковского
«Лебединое озеро», текст рассказа, отрывок из рассказа Б.Васильева «Летят мои
кони», презентация к уроку.
1. Вступительное слово учителя.
Много
бедствий и страданий принесла нашему народу война. 20 миллионов человеческих
жизней унесла она. Беспримерен их ратный подвиг во имя свободы и чести Родины,
во имя жизни на земле.
Свыше 8 тысяч
поречан ушли в годы войны на защиту Отечества. Из них более 5 тысяч не
вернулись домой, пали на полях жестоких сражений. Велики потери, безмерна боль
утрат.
Поречане
свято хранят память павших героев – земляков. Во всех сёлах в честь их
установлены памятники и обелиски, за которыми ухаживают благодарные потомки.
Мы не должны
забывать тех, кому пришлось испытать ужасы войны. О них мы узнаём из рассказов
фронтовиков, из произведений писателей, рассказы которых звучат как набат,
напоминающий каждому из нас о том, что это не должно повториться.
В.П. Астафьев
– один из тех людей, которому пришлось пройти всю войну. И военная тема в его
творчестве занимает особое место. Один из его рассказов о войне называется
«Мелодия Чайковского».
- Как вы
думаете, о чём пойдёт речь в данном рассказе, судя по названию рассказа?
2. Чтение
рассказа.
3. Словарная работа.
Сопрела –
сгнила от сырости или тепла
Помстилось –
померещилось, показалось
Хляби - бездна, глубина
Бедолага –
бедняга, неудачник
Портянки –
кусок ткани для обмотки ног вместо носок или поверх чулок
Размичканы –
размяты
Дубнуло –
стукнуло
Стынь –
холод, мороз
Гложет – 1)
грызть, 2) терзать, мучить
Полог –
занавеска, покров
4. Анализ
рассказа.
- О каком
периоде войны повествует А.Астафьев в рассказе?
- Каково
положение русских солдат?
- Какие
картины наиболее поразили ваше воображение? / зачитать/
- Назовите
возраст героев. Какие вопросы мучают героя?
-Почему он
мечтает о смерти?
- Как вы
думаете, кто виноват в его несчастьях?
- Почему
герой считает, что у его друга больше права на жизнь?
- Прав ли он?
- Что помогло
герою преодолеть тяжёлые мысли?
5.Звучит музыка П.И.Чайковского «Лебединое
озеро»
-Как построен
рассказ? Какова его композиция?
- Какой
стилистический приём использует автор? Зачем?
- В каких ещё
произведениях о войне мы встречаемся с тем, как литература, музыка, живопись
вдохновляют солдат на подвиг ради жизни на земле, помогают выжить в это
страшное время?
6.Одним из
ярких примеров подтверждения того, что благодаря искусству человек делается
лучше, возрождается к новой жизни, проникается мыслями о светлом будущем,
является отрывок из повести Б.Васильева «Летят мои кони».
Чтение
отрывка.
- Какая мысль
объединяет два этих текста?
Музыка
помогает выжить, выстоять и не сломаться в этом жестоком мире; понять, что
жизнь прекрасна, несмотря ни на что. Искусство делает человека лучше, поднимает
дух в тяжёлые моменты, укрепляет веру в светлое будущее.
7. Творческая
работа.
- Какую роль
играет музыка в вашей жизни, в жизни ваших родных?
Отрывок из повести Б.Васильева «Летят мои кони»
Музыка
Последней
военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом разбитом польском
городке. Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. Он
ничем не отличался от разрушенных наших городов. Меж изуродованных домов по
улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. Над городом мрачно
стоял купол пожара.
На горящие
развалины то и дело обрушивался артиллерийский или миномётный налёт, нудили в
высоте самолёты.
Днём мы
заняли город, а уже к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться
люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. Они
плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. Ночь укрыла бездомных людей
с их горем и страданиями. И только пожары укрыть не могла.
Неожиданно в
доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. От дома этого при
бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими
святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.
Я сидел на
лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий
среди войны орган. Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть
от непонятной печали и восторга. Глупый был. Малый был. Я так много увидел
потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем
«смерть». И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве,
переломилась во мне, закаменела, а те ее взлёты к небу, к звезде, от которых я
плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в
детстве, было вовсе не страшно.
Да-а, музыка
та же, и я вроде тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет
детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к
земле родной, к своим близким. Музыка разворачивала душу, как огонь войны
разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. Всё-всё
обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и
оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко
мне стороной, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то
делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы
люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к
близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
|