Суббота, 18.05.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Сайт Арлашкиной Татьяны Фёдоровны

Меню сайта
Поиск
Календарь
Архив записей
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Слова-паразиты

ж

                                         Введение

Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи.  Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Вот поэтому мы и решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи. Цель данной работы – изучение проблемы засоренности речи словами-паразитами в нашей школе. Для этого мы поставили перед собой следующие задачи:

- выяснить, почему слова называются паразитами;

- рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам;

-выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка;

- определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи

Объектом своего исследования мы выбрали лексику русского языка;

Предметом – слова-паразиты, используемые как взрослыми, так и детьми в устной речи.

В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей (учителей); проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, оформление результатов.

Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка

      Современный русский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.

«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ Важнейшей особенностью литературного языка является  его чистота, а это означает, что состав

1

 словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.

 Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.

Чистота – это качество речи, которое при его несоблюдении оказывается самым заметным для слушателей. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных «нечистых» средств вызывает этическую и эстетическую брезгливость и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях – нарушается взаиморасположенность собеседников друг к другу.

Лингвистические паразиты

На первый взгляд может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его тканями, нанося ему вред»./Современный толковый словарь русского языка, с.495/ Это классические паразиты. Но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.

В лингвистике они получили название слов-паразитов. В «Википедии» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и других»./Википедия. Свободная энциклопедия/ В статье приведены примеры самых безобидных слов-паразитов.

Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну и, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был ещё один чудак –

Это в общем значит так.

И его любимый зять

Звали зятя так сказать

А жену звали…ну…

А соседа звали… это…

А его родители –

Видишь ли и видите ли.

А ещё какой-то эээ

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Слова-паразиты прицепляются обычно к человеку, который часто делает в речи заминки, не может подобрать быстро нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Мы решили проверить истинность этого утверждения. Мы наблюдали за речью наших учителей и вот к каким результатам  пришли.

Сами учителя признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи

2

 (100%). В речи других они их тоже замечают, и это их раздражает. Чтобы их речь была чище, они стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными для нас, так как в их речи мы на самом деле заметили присутствие некоторых слов-паразитов. В основном это звуки-паразиты. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м», мы слышали во время объяснения теоретического материала на уроке. Вероятнее всего, учителя использовали их в своей речи в те моменты, когда старались подобрать нужное слово в монологической речи. Смеем также предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Понимая, что учеников эта заминка в речи заставляет следить за ходом мысли и подсказывать в нужный момент подходящее слово, они специально пользуются такими звуками.  Во время беседы с учениками употребления подобных явлений не наблюдалось. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за своей речью. Всё же нам удалось в ходе наблюдений заметить, что некоторые преподаватели используют в своей речи слова «это самое» (2), «ну и…» (2), «так сказать»(1).

Сквернословие - один из видов слов-паразитов

Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу.

Матерные слова  имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где  мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.

На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.

О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.

О вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе опроса взрослых. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому они считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры борьбы:

   -  Вести разъяснительную работу среди детей и взрослых;

  -  Использовать метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;

 -   Объяснять детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.

          -  Проводить беседы на соответствующие темы;

Чтобы избавиться от слов-паразитов, специалисты советуют использовать следующие методы: / Чепалов Р. ;/ Cosmopolitan. 2007/

3

- начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает;

-попробуйте  заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ;

- наказывайте  себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком;

- устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности;

- читайте больше – это обогатит ваш словарный запас;

- создайте аудиоархив. Записывайте себя на диктофон, а потом внимательно прослушивайте монолог.

 

Наши исследования

 

Этому виду слов-паразитов подвержены очень сильно дети. Мы провели анкетирование среди учеников 1,4,8,11 классов. И вот что выяснили:

Среди первоклассников (см.приложение №1) 59% детей оказались заражёнными этими  паразитами. Хорошо ещё, что  неосознанно. А заразились 23% в компании сверстников, 14% - в семье,

63% сами не могут понять, где они научились материться.

Первоклассники честно признались, что 65% их родителей сквернословят при них. Они все без исключения считают, что сквернословие – это плохо, а вот почему они сквернословят, 65% не могут ответить. При этом 88% считают, что нужно вести борьбу со словами-паразитами. 59% детей думают, что при знакомстве с новым человеком матерные слова характеризуют его с плохой стороны. К сожалению, 41% ничего плохого в своём  сквернословии не видит. Радует, что 70% не испытывают  неудобство при невозможности сквернословить.

Ученики 4 класса, отвечая на вопрос:  «Сквернословят они или нет?», были очень честны.( см. приложение №2) 97% признались, что имеют эту вредную привычку. Из них 25% сквернословят постоянно, а 75% - в отдельных случаях. Научились нехорошим словам 75% в садиковском возрасте, в компании сверстников – 27 %. С родителями здесь дела обстоят лучше: только 29% родителей употребляют в своей речи слова-паразиты. То, что материться – это плохо, признали 100%. Все понимают, что со сквернословием нужно бороться. А вот зачем они сами матерятся, 74% ответили, чтобы не выделяться среди своей компании. Характеризует ли человека сквернословие с плохой стороны?  98%  категоричны в своём мнении. В то же время 97% испытывают неудобство при невозможности сквернословить.

Что касается восьмиклассников, здесь наблюдается картина другая. (см. приложение №3)Сквернословят 55%, а постепенно используют в своей речи матерные слова 50%.

 Отрадно, что 50% престали использовать в своей речи слова-паразиты. 47% учеников

научились сквернословить не дома, не в школе, не в компании друзей. Возникает вопрос: где? Можно только догадываться, что это средства массовой информации и Интернет-сайты. Если при детях родители стараются не употреблять в речи ненормативную лексику, то при 14-летних подростках 55% позволяют себе выражаться нецензурно. Для 97% восьмиклассников сквернословие является

4

негативным явлением, но при этом не видят ничего плохого в собственном

 сквернословии 47%. 53% считают, что со сквернословием нужно бороться, так как

считают это отрицательной чертой характера при знакомстве. 53% свободно могут обходиться без мата.

 Если верить в искренность ответов 11-классников ( см. приложение №4), то сквернословят 86%. Отрадно, что только 10% это делают постоянно. Научились материться после 10лет 60%. Сравним с младшими школьниками. Малыши в основном научились этому делу ещё в садике. Приобщились к сквернословию в компании 80%. О сквернословии родителей утвердительно ответили 40% учеников.73% старшеклассников считают сквернословие вредной привычкой, а вот 27% считают нормальным явлением. На вопрос о причине сквернословия 66% ответили: так делают все. 73% считают правильным ведение борьбы со сквернословием. 80% понимают, что употребление слов-паразитов в речи отталкивает от человека при знакомстве. Без мата спокойно могут обходиться 53%.

 

Заключение

Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:

- слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;

- слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени;

- одним из видов слов-паразитов – сквернословием страдает 80% школьников;

- необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами.

   Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Категория: Мои статьи | Добавил: Tanya (06.04.2011)
Просмотров: 25739 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.8/10
Всего комментариев: 3
3 Тая  
0
Слушая один раз доклад коллеги на предзащите кандидатской диссертации, ужаснулась тому, что тот где нужно , а где и нет вставлял слово СООТВЕТСТВЕННО. Затем на каком-то собрании тоже довелось послушать выступление этого же товарища. И снова это слово. Никогда бы не подумала, что можно так испохабить свою речь.

2 Тая  
0
В последнее время появилось новое слово-паразит. А именно, слово «ИСТОРИЯ». Куда только его не вставляют. Например, как-то утром смотрела передачу про кулинарию, не помню как называется, т.к. попала на нее случайно, переключая каналы ТВ. Передачу ведет новая жена Андрея Кончаловского (не помню как ее зову, еще в каких-то фильмах иногда встречалась). Готовит она салат, рубит овощи, льет масло, и говорит, что получается из салата вот такая вкусная ИСТОРИЯ. И еще несколько раз, не зная какое слово применить, добавляла слово ИСТОРИЯ, это было в последней передаче то ли 11, то ли 12 октября. Противно слушать. Особенно с экрана.

1 Татьяна  
0
Моя знакомая все время повторяет словосочетание-паразит: я имею в виду. В предложение этот паразит может быть вставлен после каждого слова. Это просто ужасно слушать.

Имя *:
Email *:
Код *: