ж
Введение
Одной из важнейших
проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время
наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В
школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя
нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками
мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Да потому
что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим,
как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от
каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Вот
поэтому мы и решили заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на
культуру речи. Цель данной работы – изучение проблемы засоренности речи
словами-паразитами в нашей школе. Для этого мы поставили перед собой следующие
задачи:
- выяснить, почему
слова называются паразитами;
- рассмотреть
группы слов, относящихся к словам-паразитам;
-выяснить,
насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка;
- определить, какие
мероприятия помогут повысить культуру речи
Объектом своего
исследования мы выбрали лексику русского языка;
Предметом –
слова-паразиты, используемые как взрослыми, так и детьми в устной речи.
В
ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной
литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей
(учителей); проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали
полученные результаты.
Методы
исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование,
наблюдение, оформление результатов.
Чистота речи
– важнейшая особенность литературного языка
Современный русский язык
представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет
совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и
наречия, а также различные жаргоны.
«Высшей формой
национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный
язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования
языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования,
общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ Важнейшей особенностью литературного языка
является его чистота, а это означает,
что состав
1
словаря литературного языка строго отобран из
сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение,
правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому
образцу.
Чистой называют речь, свободную от лексики,
находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов,
жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи
основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом
уровне.
Чистота – это
качество речи, которое при его несоблюдении оказывается самым заметным для
слушателей. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку
употребление тех или иных «нечистых» средств вызывает этическую и эстетическую
брезгливость и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях –
нарушается взаиморасположенность собеседников друг к другу.
Лингвистические паразиты
На первый взгляд
может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи,
ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или
животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его
тканями, нанося ему вред»./Современный толковый
словарь русского языка, с.495/ Это классические паразиты. Но,
оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не
обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в
канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.
В лингвистике они
получили название слов-паразитов. В «Википедии» читаем: «Слова-паразиты –
лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в
данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и
других»./Википедия. Свободная энциклопедия/
В статье приведены примеры самых безобидных слов-паразитов.
Этим словам посвящено
стихотворение Э.Мошковской:
Жил-был этот, как
его,
Ну и, значит, и
того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять
Звали зятя так сказать
А жену звали…ну…
А соседа звали…
это…
А его родители –
Видишь ли и видите
ли.
А ещё какой-то эээ
Жил на верхнем
этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и
вообще.
Слова-паразиты
прицепляются обычно к человеку, который часто делает в речи заминки, не может
подобрать быстро нужное слово. Также считается, что привычка произносить
слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Мы решили
проверить истинность этого утверждения. Мы наблюдали за речью наших учителей и
вот к каким результатам пришли.
Сами учителя
признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи
2
(100%). В речи других они их тоже замечают, и
это их раздражает. Чтобы их речь была чище, они стараются бороться со своим
недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это
характеризует наших учителей как высокообразованных, культурных людей.
Наблюдения за речью отдельных учителей оказались очень интересными для нас, так
как в их речи мы на самом деле заметили присутствие некоторых слов-паразитов. В
основном это звуки-паразиты. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а»,
«м-м-м», мы слышали во время объяснения теоретического материала на уроке.
Вероятнее всего, учителя использовали их в своей речи в те моменты, когда
старались подобрать нужное слово в монологической речи. Смеем также
предположить, что это определённая хитрость со стороны учителей. Понимая, что
учеников эта заминка в речи заставляет следить за ходом мысли и подсказывать в
нужный момент подходящее слово, они специально пользуются такими звуками. Во время беседы с учениками употребления подобных
явлений не наблюдалось. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с
другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за
своей речью. Всё же нам удалось в ходе наблюдений заметить, что некоторые
преподаватели используют в своей речи слова «это самое» (2), «ну и…» (2), «так
сказать»(1).
Сквернословие - один из видов
слов-паразитов
Самыми
распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные
слова, которые мы слышим на каждом шагу.
Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси
мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через
матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою
жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было
ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной
оскорбится. Человек шёл в поле, где мог
выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.
На Руси до середины
19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека,
ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время
никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую
войну с нормированным языком.
О
том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что
сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления,
создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему
старению.
О
вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе
опроса взрослых. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас
нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому они
считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры
борьбы:
- Вести
разъяснительную работу среди детей и взрослых;
- Использовать
метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам
не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;
- Объяснять
детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.
-
Проводить беседы на соответствующие темы;
Чтобы избавиться от слов-паразитов, специалисты
советуют использовать следующие методы: / Чепалов
Р. ;/ Cosmopolitan. 2007/
3
-
начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а каждый раз
вспоминайте, что каждое из них означает;
-попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком,
как это делается с нецензурными словами на ТВ;
-
наказывайте себя штрафом за каждое
сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком;
-
устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь
только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их
бесполезности;
-
читайте больше – это обогатит ваш словарный запас;
-
создайте аудиоархив. Записывайте себя на диктофон, а потом внимательно прослушивайте
монолог.
Наши исследования
Этому
виду слов-паразитов подвержены очень сильно дети. Мы провели анкетирование
среди учеников 1,4,8,11 классов. И вот что выяснили:
Среди
первоклассников (см.приложение №1) 59% детей оказались заражёнными этими паразитами. Хорошо ещё, что неосознанно. А заразились 23% в компании
сверстников, 14% - в семье,
63% сами не могут
понять, где они научились материться.
Первоклассники
честно признались, что 65% их родителей сквернословят при них. Они все без
исключения считают, что сквернословие – это плохо, а вот почему они
сквернословят, 65% не могут ответить. При этом 88% считают, что нужно вести
борьбу со словами-паразитами. 59% детей думают, что при знакомстве с новым
человеком матерные слова характеризуют его с плохой стороны. К сожалению, 41%
ничего плохого в своём сквернословии не
видит. Радует, что 70% не испытывают неудобство
при невозможности сквернословить.
Ученики
4 класса, отвечая на вопрос:
«Сквернословят они или нет?», были очень честны.( см. приложение №2) 97%
признались, что имеют эту вредную привычку. Из них 25% сквернословят постоянно,
а 75% - в отдельных случаях. Научились нехорошим словам 75% в садиковском
возрасте, в компании сверстников – 27 %. С родителями здесь дела обстоят лучше:
только 29% родителей употребляют в своей речи слова-паразиты. То, что
материться – это плохо, признали 100%. Все понимают, что со сквернословием
нужно бороться. А вот зачем они сами матерятся, 74% ответили, чтобы не
выделяться среди своей компании. Характеризует ли человека сквернословие с
плохой стороны? 98% категоричны в своём мнении. В то же время 97%
испытывают неудобство при невозможности сквернословить.
Что
касается восьмиклассников, здесь наблюдается картина другая. (см. приложение
№3)Сквернословят 55%, а постепенно используют в своей речи матерные слова 50%. Отрадно, что 50% престали использовать в своей
речи слова-паразиты. 47% учеников
научились
сквернословить не дома, не в школе, не в компании друзей. Возникает вопрос:
где? Можно только догадываться, что это средства массовой информации и
Интернет-сайты. Если при детях родители стараются не употреблять в речи
ненормативную лексику, то при 14-летних подростках 55% позволяют себе
выражаться нецензурно. Для 97% восьмиклассников сквернословие является
4
негативным
явлением, но при этом не видят ничего плохого в собственном
сквернословии 47%. 53% считают, что со
сквернословием нужно бороться, так как
считают это
отрицательной чертой характера при знакомстве. 53% свободно могут обходиться
без мата.
Если верить в искренность ответов
11-классников ( см. приложение №4), то сквернословят 86%. Отрадно, что только
10% это делают постоянно. Научились материться после 10лет 60%. Сравним с
младшими школьниками. Малыши в основном научились этому делу ещё в садике.
Приобщились к сквернословию в компании 80%. О сквернословии родителей
утвердительно ответили 40% учеников.73% старшеклассников считают сквернословие
вредной привычкой, а вот 27% считают нормальным явлением. На вопрос о причине
сквернословия 66% ответили: так делают все. 73% считают правильным ведение
борьбы со сквернословием. 80% понимают, что употребление слов-паразитов в речи
отталкивает от человека при знакомстве. Без мата спокойно могут обходиться 53%.
Заключение
Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:
- слова становятся паразитами от чрезмерного
употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в
качестве связки слов;
- слова-паразиты – негативное языковое явление,
которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени;
- одним из видов слов-паразитов – сквернословием
страдает 80% школьников;
- необходимо объединить усилия взрослых и детей для
борьбы со словами-паразитами.
Мы уверены, что если каждый из нас
задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат
слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как
святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее
нас».
|